Библиотека ЕИ К(П)ФУ

Сайт ЕИ К(П)ФУ
Главная


Поиск

Категории: (справка)
Вся литература
Не определено
Авторефераты
Статьи
Монографии
Учебные пособия
Сборники конференций
Сборники научных трудов

Синюк А.И.

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПИРАМИД В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Новые технологии преподавания социально-философских наук: Сборник методических работ преподавателей и аспирантов кафедры философии и социологии ЕГПУ. – Елабуга: Изд-во Елаб гос. пед. ун-та, 2004. – С. 37 – 44.

Одна из основных задач системы образования - обеспечение всестороннего и гармоничного развития личности каждого учащегося. Для реализации этой задачи необходимо знать «природу» человека, «каналы» и «механизмы» допустимого воздействия на него имеющимися в распоряжении педагогов средствами. Педагогикой накоплен значительный методологический, теоретический и технологический потенциал, позволяющий грамотно работать с учащимися, однако содержащиеся в педагогических учебниках, учебных и методических пособиях материалы пока еще имеют ( в числе прочих ) весьма серьезный недостаток - они малонаглядны для изучающих педагогику студентов, да и практикующих педагогов. Этот недостаток, как показывают исследования и педагогическая практика, может стать существенно меньшим, если при изучении педагогики, конструировании педагогических систем и разработке педагогических технологий постоянно и последовательно опираться на принцип наглядности.

Сейчас в распоряжении педагогов имеется большой арсенал используемых ими средств наглядности, однако каждая конкретная задача требует нахождения наиболее адекватной этой задаче наглядной модели, о чем ( правда, в несколько иной формулировке ) говорил еще А.С.Макаренко. Применительно к обсуждаемой здесь задаче формирования всесторонне и гармонично развитой личности учащегося весьма обнадеживающим может стать так называемый «метод пирамид».

Введение этого метода в методологию и методику отечественной науки во многом связано с появившимися в середине 60-х - начале 70-х годов двадцатого столетия публикациями доктора философских наук В.Н.Шубкина по проблемам социально-профессиональной ориентации молодежи (см., например, [1 - 4]). На основании многолетних исследований В.Н.Шубкиным и его сотрудниками была обнаружена диспропорция в социально-профессиональных намерениях молодежи и реальных запросах (и возможностях) общества. Предложенная профессором наглядная картина ситуации оказалась настолько убедительной, что в науке и массовой практике с тех пор прижился термин «пирамиды Шубкина».

Главное свойство любой пирамиды состоит в том, что ее грани представляют собой треугольники с общей вершиной ( см. [5, с.159]). Это обстоятельство и позволяет, в частности, использовать образ пирамид для наглядного оформления давно существующих идей третичности свойств многих и многих объектов ( см., например, труды Платона, Прокла, Канта, Гегеля и др. философов, а также [6, 7] и др. работы).

В 1983 году В.С.Безрукова защитила докторскую диссертацию [8]. В ней, а также в ряде предшествующих и последующих ее публикациях ( например, [9, 10] и др.), пожалуй, как никогда ранее в педагогике была фундаментально исследована и обоснована колоссальная эвристичность правильно вводимых и используемых педагогами научных понятий, отражающих объект, предмет, законы, принципы, содержание, методы и функции педагогической науки и практики. Единственно, чего, на наш взгляд, не хватило В.С.Безруковой, - это перевести результаты исследований на наглядный уровень. Но эта недоработка может быть «снята» путем использования материалов обстоятельной статьи В.Л.Обухова [11].

Опираясь на труды наших многочисленных предшественников, мы предполагаем, что и в педагогической деятельности идеи третичности могут дать очень многое, в том числе - в наглядном представлении глубинных сущностных связей используемых педагогами понятий. Приведем несколько примеров.

Для грамотного формирования и развития личности учащегося важно, прежде всего, правильно представлять себе «природу человека». Из пирамиды, изображенной на рис.1, нетрудно видеть, что «природа человека» имеет космо-био-психо-общественный характер.

Рис.1.

Другими словами, при работе с учащимися следует учитывать ВСЮ совокупность воздействующих на них факторов: космических (вспомним, например, труды А.Л.Чижевского), собственно природных (природно-земных), общественных, психических. Положение точки пересечения взаимодействий человека с другими составляющими представленной пирамиды относительно геометрического центра лежащего в ее основании треугольника достаточно наглядно характеризует степень дисгармонии, могущей иметь место в реальной ситуации, «провоцирующей» многие современные глобальные проблемы, а в практике работы системы образования - «перекосы», приводящие к неоправданной примитивизации в трактовке сущностной человеческой природы учащихся.

Пирамида, изображенная на рис.2, дает представление о «точках» конкретного педагогического воздействия на учащегося - его теле, разуме, душе (понимаемой как совокупность его внутренне-психических качеств), нравственности, духе (совокупности его ценностно-мировоззренческих установок).

Рис.2.

По существу, эта пирамида позволяет по-новому осмыслить марксистско-ленинские идеи о всесторонности развития человека, вернуть в научный оборот еще совсем недавно тщательно избегаемые (а часто и искажаемые) понятия души, духа, вспомнить чеховское: «в человеке всё должно быть прекрасно...»

На рис.3 показана взаимосвязь основных категорий педагогики. Нетрудно видеть, что понятие «формирование» относится, так сказать, к «метафизическому» (плоскостному) уровню педагогики, а для подлинного управления развитием учащихся нужно выйти из плоскости лежащего в основании пирамиды треугольника в иное (согласно рисунку - в «третье») измерение. Речь, как и, например, в истории физики, может идти о необходимости создания и новой, «неклассической» педагогики, не отрицающей, естественно, педагогики классической, но в определенных условиях могущей оказаться более адекватной реальным ситуациям. Некоторые элементы такой новой, неклассической педагогики содержатся, в частности, в наших работах по сплочению объединений учащихся и концептуальным основам воспитательной деятельности [ 12 - 19 и др.] .

И снова ( по аналогии с двумя предыдущими рисунками ) мы можем говорить о возможной дисгармонии - в данном случае в формировании и развитии учащихся из-за плохо сбалансированных в едином педагогическом процессе образования, обучения и воспитания.

Рис. 3.

По-новому понять взаимосвязь часто применяемых понятий «потребность», «интерес», «мотив», «цель» позволяет пирамида рисунка 4.

Рис. 4.

Мы видим, что степень актуализированности у учащихся их потребностей, интересов, мотивов может быть различной. И это очень важно знать, чтобы обеспечить их разумную гармонию, правильно спроектировать систему стимулирования активности и самоактивности молодёжи.

В заключение отметим, что метод пирамид позволяет и по-современному взглянуть на содержание знаний, которыми мы вооружаем учащихся. Например, еще буквально 5 - 7 лет назад в нашей стране считалось, что «философия - это наука, изучающая...». Однако, в соответствии с рисунком 5, при непредвзятом анализе выясняется, что философия - это, мягко говоря, «не совсем наука», а возможно - и вовсе не наука. Наконец-то ей возвращаются ее истинные смысл («любовь к мудрости») и статус в обществе, в жизни каждого культурного человека. Это стали понимать и наши ученые - авторы новых учебников.

Рис. 5.

Отрадно, что, например, авторы учебника «Философия» [20] не столько, как они и сами признают в «предисловии», стремятся вооружить учащихся «суммой готовых и законченных знаний» ( ибо «всё это не философское в философии»), часто становящихся наборами шаблонов и стереотипов, а учат их РАЗМЫШЛЯТЬ. Не должно быть «иллюзии, что философию можно «выучить», на манер физики или математики, а не ВЫСТРАДАТЬ» [20, с.3] .

И вновь мы обращаем внимание на необходимость обеспечить в едином педагогическом процессе гармонию между его компонентами: скажем, превалирование «научности» в подготовке учащихся в ущерб, например, их художественному, нравственному или духовному развитию непременно приведет к ничем не оправданным «перекосам».

Мы рассмотрели лишь несколько примеров, иллюстрирующих полезность использования метода пирамид в деятельности педагогов. В определенном смысле пирамиды могут выполнять роль опорных сигналов-рисунков, широко применяемых по инициативе В.Ф.Шаталова и его последователей, и это тоже стимулирует нашу дальнейшую работу по расширению возможностей предлагаемого метода в педагогическом процессе.

Л и т е р а т у р а :

1. Шубкин В.Н. Ценностные ориентации молодежи при выборе профессии: (Советская Социологическая Ассоциация. Советский оргкомитет по подготовке VII международного социологического конгресса. Доклад 58). - М., 1970 - 13 с.

2. Шубкин В.Н. Начало пути. - М.: Молодая гвардия, 1979.-224 с.

3. Шубкин В.Н. Социологические опыты: (Методологические вопросы социальных исследований).- М.: Мысль, 1970. - 288 с.

4. Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь: ( социологические исследования проблем выбора профессии и трудоустройства). - М.: Мысль, 1985. - 240 с.

5. Школьный словарь иностранных слов. / Под ред. В.В.Иванова. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1990. - 256 с.

6. Рюриков Ю.Б. Три влечения. - Минск: Университетское, 1986.- 271 с.

7. Государев Н.А. Треугольный человек. - М.: Молодая гвардия, 1991.- 270 с.

8. Безрукова В.С. Основные категории теории воспитания и их функции в развитии педагогической науки. - Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - Казань, 1983. - 42 с.

9. Безрукова В.С. Воспитательный процесс и его организация в практике школы. - Казань: НИИ профтехпедагогики АПН СССР, 1982. - 72 с.

10. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 344 с.

11. Обухов В.Л. О структуре категорий материалистической диалектики. // Проблемы научного познания. / Ред. колл.: В.П.Рожин (отв. ред.) и др. - Л.: изд-во Ленинградск. ун-та, 1978, с. 65-76.

12. Виноградов В.Л., Синюк А.И. Сплочение академгрупп - процесс управляемый. - Елабуга: ЕГПИ, 1997. - 44 с.

13. Виноградов В.Л., Синюк А.И. Как сплотить ученический класс? ( В помощь классному руководителю). - Елабуга: ЦОМ, ГУО, 1997.- 18 с.

14. Виноградов В.Л., Синюк А.И. Программно-целевой подход к деятельности академических групп //Высшее образование в России. – 1997. - №2. – С. 114-116.

15. Виноградов В.Л., Синюк А.И., Краснова Р.З. Теория и технология сплочения класса. – Казань: Министерство образования Республики Татарстан, 1998. – 48 с.

16. Виноградов В.Л., Синюк А.И. Елабужская концепция воспитательной работы школы.- Елабуга: ГУО, 1998. – 23 с.

17. Виноградов В.Л., Синюк А.И. Елабужская концепция воспитательной работы детского дошкольного учреждения. – Елабуга: ГУО, 1998. – 21 с.

18. Виноградов В.Л., Синюк А.И. Программно-целевое управление сплочением класса. - Елабуга: Елабужск. гос. пед. ин-т, 2000. – 50 с.

19. Виноградов В.Л., Синюк А.И., Мартынычев И.В. Культура и педагогика

//Негосударственное образование в России: результаты, проблемы, перспективы. – Уфа: Восточный университет, 2001. – С. 10 – 13.

20. Философия: Учебник. / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: Русское слово, 1997. - 432 с.